С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании. Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Установлен пандус у входа в школу, лестница оборудована поручнями, туалеты приспособлены.
Информация о (об):
- специально оборудованных учебных кабинетах - кабинет логопеда, психолога (1 этаж);
- объектах для проведения практических занятий - не имеет;
- библиотеке (ИБЦ) - имеется;
- объектах спорта - на 1 этаже имеется спортивный зал; антивандальные тренажеры на спортивной площадке школы;
- средствах обучения и воспитания - имеются учебники; оборудование для предоставления образовательных услуг с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации - имеется;
- специальных условиях питания - имеются;
- специальных условиях охраны здоровья - определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе; профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям - создан и активно функционирует школьный сайт; организован доступ к сетям предназначенных для инвалидов; используется адрес электронной почты школы: nspshk2@mail.ru;
- электронных образовательных ресурсах - электронно-образовательные ресурсы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - рабочее место ученика -1 шт.; рабочее место учителя — 1 шт.;
- наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - общежития и интерната нет.
- количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ - общежития и интерната нет.