С помощью следующего теста вы можете выявить уровень общей готовности вашего ребенка к обучению в школе.
Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - уже первоклассники.
3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.
4. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.
5. Интересно, как выглядит классная комната.
6. Я обязательно буду учиться хорошо.
7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.
8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.
9. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
Подсчитайте результаты.
1-3 балла - ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.
4-8 балла - ваш малыш хочет в школу, но нужно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или уроки.
Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне представляет, для чего ходят в школу.
По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы.
Объясните ему, что учеба - это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.
Помимо определения уровня общей готовности ребенка к обучению в школе, родителям следует обратить внимание и на некоторые другие показатели развития ребенка:
Развитие речи и готовность к овладению грамотой
1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;
2. Умение различать гласные и согласные звуки.
3. Умение членить слова на слоги.
4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определе-
ния к существительному.
6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах, событиях.
Развитие элементарных математических представлений
1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.
2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.
3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
4. Умение соотносить цифру и число предметов.
5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
6. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
7. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Кругозор ребенка
1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родите-
лей, перечислить состав семьи.
2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.
3. Знать правила поведения в общественных местах.
4. Знать правила безопасного поведения на улице.
5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.
6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
7. Знать названия частей суток и их последовательность.