МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское
Новоспасский район,  Ульяновская область
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.

    Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».

    Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: 

    1. «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н); 
    2. «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден  Приказом 3. Минтруда России от 08.09.2015 № 608н);
    4. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден  Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).
    5. Руководитель образовательной организации (утвержден Приказом Минтруда России от 19.04.2021 № 250н)

    Профессиональные стандарты применяются:
    -работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
    -образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;
    -при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

    Что такое профстандарт педагога?
    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Структура профстандарта для педагогов
    За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
    Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
    Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

    Профстандарты будут применяться в качестве:
    - Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
    - Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
    - Инструмента роста качества российского образования.
    - Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
    - Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
    - Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем. 

    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся.
    Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
    - Общепользовательская.
    - Общепедагогическая.
    - Предметно-педагогическая.

    Новые компетенции педагога:
    - Работа с одаренными учащимися.
    - Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
    - Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
    - Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
    - Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

    Цель применения:
    - Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
    - Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
    - Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
    - Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
    - Общие сведения.
    - Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
    - Характеристика обобщенных трудовых функций.
    - Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
     

    Содержание профстандарта педагога отражает:
    - обучение;
    - воспитательную работу;
    - развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
    - профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
    - профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
    - профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы  учителя в основной и средней школе;
    - профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
    - профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie